две дебилки
Многоуважаемые Люди,
Я считаю своим святым долгом привести здесь параграф сорок девять книги Дитмара Эльяшевича Розенталя "Справочник по правописанию и литературной правке", издание второе, исправленное, москва, Рольф: Айрис-пресс, 1999г., 386 с., ибо не могу больше ждать:
49. Употребление буквы ь в глагольных формах.
Буква ь пишется:
1) в неопределенной форме глагола, например: умывать - умываться, беречь - беречься;
2) в окончании второго лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь - купаешься, возвратишь - возвратишься;
3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь - исправьте, спрячься - спрячьтесь (но: ляг - лягте);
4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.
Примечание. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и третьего лица единственного числа, ср.: это должно удаться - ему это удастся.
(страницы 57-58)
Поблагодарим Дитмара Эльяшевича, продолжим нашу беседу.
Не могу не отметить, что среди перечисленных случаев использования мягкого знака в глаголах нет (совсем нет!) возвратных глаголов настоящего времени первого лица единственного числа. Поверьте мне, это не случайно. (Для тех, кто в танке - среди обозначенных выше глаголов присутствуют также и излюбленные вами "мне нравиться как ты прыгаешь на одной ножке" и "мне хочеться, чтобы он подошел и признался мне в любви".)
Действительно, как любят повторять учителя русского языка, для проверки написания таких глаголов существует легкий способ - нужно только задать вопрос "что делает?" или "что сделает?" и убедиться, что в вопросе мягкого знака нет. Это и является, говорят учителя, верным признаком того, что в данном случае действительно не нужно вставлять эту привлекательную во всех отношениях букву в наш многострадальный глагол.
Стоит заметить, что это отнюдь не является поводом не использовать столь чудесную букву, как мягкий знак, совсем. Если вдруг вы хотите написать что-то вроде инфинитива, то чувствуйте себя спокойно, друзья мои, ибо эти чудесные слова имеют волшебное свойство отвечать на вопрос "что делать?" или не менее восхитительный "что сделать?", ну а наши старые знакомые (учителя) с готовностью подтвердят вам, что наличие мягкого знака в этих вопросах обеспечивает вам полное право приткнуть-таки его и в глагол. И на любом суде вас оправдают.
Для меня уже много лет является загадкой, почему это, казалось бы, очевидное правило, которое, ко всему прочему, учителя старательно вбивали в нас линейками по лбу вместе с таблицей умножения, старательно игнорируется современной молодежью. Пожалуй "игнорируется" - это не вполне подходящее слово для данного случая, ибо молодежь предпочитает делать все ровно наоборот. Ну, то есть, не то чтобы для простоты выбрать уже один вариант - либо писать эту букву везде (и этих можно было бы понять, она же такая смешная), либо вовсе не писать ее никогда (и этих понять тоже можно, экономия чернил, все дела). Но вы уже, наверное, догадались, что молодежь предпочитает делать каждый раз неправильно, чем бы им это ни грозило. По никому не известным причинам каждый раз, когда я вижу подобное счастье, меня начинает бить тихая дрожь, а если человек, не дай бог, знакомый, мое яростное желание общаться уползает в уголок и хнычет там много дней подряд. Оправдания типа "он был пьян и перепутал" не прокатывают, я уж не знаю почему, спросите у желания общаться, ему видней. Всё бы ничего, но меня терзают смутные сомнения, что болезнь моя не уникальна, и где-то рядом бродят полчища таких же как я, а посему, дорогие друзья, если вы - современная молодежь, то убедительно прошу пожалеть мои несчастные нервы и завтра рассказать мне параграф сорок девять замечательного справочника Дитмара Эльяшевича наизусть, а если вы - один из страдальцев, подобных мне, то мне, пожалуй, остается вам только посочувствовать.
Аминь.
Я считаю своим святым долгом привести здесь параграф сорок девять книги Дитмара Эльяшевича Розенталя "Справочник по правописанию и литературной правке", издание второе, исправленное, москва, Рольф: Айрис-пресс, 1999г., 386 с., ибо не могу больше ждать:
49. Употребление буквы ь в глагольных формах.
Буква ь пишется:
1) в неопределенной форме глагола, например: умывать - умываться, беречь - беречься;
2) в окончании второго лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь - купаешься, возвратишь - возвратишься;
3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь - исправьте, спрячься - спрячьтесь (но: ляг - лягте);
4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.
Примечание. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и третьего лица единственного числа, ср.: это должно удаться - ему это удастся.
(страницы 57-58)
Поблагодарим Дитмара Эльяшевича, продолжим нашу беседу.
Не могу не отметить, что среди перечисленных случаев использования мягкого знака в глаголах нет (совсем нет!) возвратных глаголов настоящего времени первого лица единственного числа. Поверьте мне, это не случайно. (Для тех, кто в танке - среди обозначенных выше глаголов присутствуют также и излюбленные вами "мне нравиться как ты прыгаешь на одной ножке" и "мне хочеться, чтобы он подошел и признался мне в любви".)
Действительно, как любят повторять учителя русского языка, для проверки написания таких глаголов существует легкий способ - нужно только задать вопрос "что делает?" или "что сделает?" и убедиться, что в вопросе мягкого знака нет. Это и является, говорят учителя, верным признаком того, что в данном случае действительно не нужно вставлять эту привлекательную во всех отношениях букву в наш многострадальный глагол.
Стоит заметить, что это отнюдь не является поводом не использовать столь чудесную букву, как мягкий знак, совсем. Если вдруг вы хотите написать что-то вроде инфинитива, то чувствуйте себя спокойно, друзья мои, ибо эти чудесные слова имеют волшебное свойство отвечать на вопрос "что делать?" или не менее восхитительный "что сделать?", ну а наши старые знакомые (учителя) с готовностью подтвердят вам, что наличие мягкого знака в этих вопросах обеспечивает вам полное право приткнуть-таки его и в глагол. И на любом суде вас оправдают.
Для меня уже много лет является загадкой, почему это, казалось бы, очевидное правило, которое, ко всему прочему, учителя старательно вбивали в нас линейками по лбу вместе с таблицей умножения, старательно игнорируется современной молодежью. Пожалуй "игнорируется" - это не вполне подходящее слово для данного случая, ибо молодежь предпочитает делать все ровно наоборот. Ну, то есть, не то чтобы для простоты выбрать уже один вариант - либо писать эту букву везде (и этих можно было бы понять, она же такая смешная), либо вовсе не писать ее никогда (и этих понять тоже можно, экономия чернил, все дела). Но вы уже, наверное, догадались, что молодежь предпочитает делать каждый раз неправильно, чем бы им это ни грозило. По никому не известным причинам каждый раз, когда я вижу подобное счастье, меня начинает бить тихая дрожь, а если человек, не дай бог, знакомый, мое яростное желание общаться уползает в уголок и хнычет там много дней подряд. Оправдания типа "он был пьян и перепутал" не прокатывают, я уж не знаю почему, спросите у желания общаться, ему видней. Всё бы ничего, но меня терзают смутные сомнения, что болезнь моя не уникальна, и где-то рядом бродят полчища таких же как я, а посему, дорогие друзья, если вы - современная молодежь, то убедительно прошу пожалеть мои несчастные нервы и завтра рассказать мне параграф сорок девять замечательного справочника Дитмара Эльяшевича наизусть, а если вы - один из страдальцев, подобных мне, то мне, пожалуй, остается вам только посочувствовать.
Аминь.